Sep 11

hqdefault

Михаил Козубовский, пастор, журналист, доктор служения

 

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;  чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» Филиппийцам 3:7-8

Какая главная мысль этих стихов? Конечно же, познание Иисуса Христа.

Уже с самого раннего детства, можно сказать, с младенческого возраста человеку присущее познание. Мы познаем мир, в который рождаемся, познаем вселенную, общество и его законы, в котором живем, познаем человека, т.е. самого себя, и вся наша жизнь – это процесс познания. И это прекрасно, потому что познание определяет нас как людей разумных, мыслящих, творческих.

В данном случае апостол Павел также акцентирует наше внимание на познании. С самого начала следует отметить следующее: есть знание о ком-то, о чем-то, и есть знание кого-то, чего-то. Можно иметь большие познания о чем-то, но не знать самого главного – его сущности. Часто не задумываясь, мы говорим, что мы много знаем о Боге, и действительно это так. То ли в беседе  друг с другом, то ли во время свидетельства, говоря о Боге, мы указываем на Его качества, присущие вечносущему, безграничному, любящему Творцу. Но возникает вопрос: мы знаем о Боге или знаем Бога? Сегодня именно так звучит вопрос к каждому из нас. И важность этого вопроса заключается в том, что он определяет всю нашу христианскую жизнь.

Это не просто теоретическое определение, не какая-то формула, знание Бога предполагает определенные переживания, чувства, состояние, можно сказать, взаимоотношения. Например, футбольные фанаты много знают об игроках любимых команд, но лично с ними они не знакомы. Это просто информированность. Сегодня в наш информационный век мы можем получать информацию обо всем и о многих, но лично знать тех или иных личностей мы не можем.

Испытываем ли мы естественное чувство или переживание наших отношений с Богом или мы знаем о Боге ровно столько, сколько свидетельствует нам о Нем Слово Божие? Участвует ли в этом наш личный опыт? Теоретически, без нашего собственного опыта познать Бога невозможно. Когда мы познаем Бога, Его сущность, все наши горечи, разочарования, неудачи, житейские проблемы – они все уходят на задний план. Они не являются для нас приоритетными, они не тяготеют над нами. Почему? Потому что мы познаем Того, Который выше, над всем этим, Который решает все эти вопросы и освобождает нас. Так говорит Христос: «Познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Познание Господа предполагает не фокусироваться на том, что случилось бы или на каких-то прошлых наших переживаниях, оно говорит о стремлении вперед, говорит о том, что мы приобретаем от этого познания. Вспомним, что говорит об этом Павел: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою… и все почитаю за сор». Иногда испытывая ностальгию о прошлом, мы пытаемся оставаться в нем, нам нравится испытывать оживлять наши какие-то переживания, мы снова создаем образы прошлого, моделируем ситуации и т.д. Но по слову апостола, оказывается, это сор, который не то чтобы обогатить нашу душу, наоборот, он лишает нас самого главного приобретения, которое мы находимв познании Христа.

Итак, можно знать о Боге и не знать Бога. Что же скажем относительно христиан? Возможно ли подобное? Представители некоторых религиозных течений считают, что можно только знать о Боге, но самого Бога знать невозможно. Для нас же, верующих, самым главным аргументом является Слово Божие. Тот же апостол, обращаясь к коринфской церкви, говорит следующее: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34). Пророк Исаия провозглашает в том же ключе: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Исаия 29:13). Библия не двузначно указывает нам на большую духовную проблему: можно языком чтить Бога, славословить Его устами своими, посвящать время на изучение заповедей (которые оказываются заповедями человеческими), выдавая это за благоговение перед Ним, а, в сущности, быть далеким от Бога, т.е. не знать Его.

Не об этом ли говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мтф. 7:21_23)? Посмотрите, какой набор дел, притом таких, о которых помечтал бы каждый христианин. Но почему же Господь отверг их, заявив, что Он никогда не знал их? Оказывается, есть нечто важнее подобных дел. Из контекста данной главы мы находим это нечто, которое имеет определение как плодоносная жизнь, жизнь человека разумного, для которого божественное слово не просто красивая декларация, а сама жизнь. Писание называет это благочестием.

И опять-таки, можно быть прекрасно осведомленным в вопросах морали, норм христианского поведения, даже, обладая большим багажом библейских знаний, быть хорошим духовным наставником, наставляя своих слушателей  христианскому благочестию, но, тем не менее, быть самому далеким от истинного благочестия, а, следовательно, от Бога.

Думается, сегодня не лишне задать вопрос: знаем ли мы Бога? Если да, то насколько? Если нет, то почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам может помочь книга пророка Даниила. Читаем 11:32: «Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать». В  украинском переводе И. Огиенко этот стих звучит так: «А тих, хто чинить несправедливе на заповіт, він прихилить через лестощі. А народ, що знає свого Бога, зміцніє та й діятиме». В современном переводе – «…которые познали Бога и чтили Его, будут сильны и будут бороться!»

Итак, знающие Бога, это люди не только слова, но и действия. Именно действия, поведение, поступки являются одним из признаков знания Бога. То есть, это не дискуссия, не полемика, это моя действенная, динамичная, активная жизнь. Это наша борьба, наше движение, притом не в прошлое, а, по словам апостола Павла, простирание в будущее. Сегодня тезис Даниила может послужить своеобразным и нашим тестом. Насколько наша жизнь действенна? Насколько мы исполнены силой Духа Святого, чтобы бороться? Если человек сильный, ему хочется эту силу реализовывать, т.е. действовать. Как известно, статичность не является признаком развития, роста, движения, целеустремленности. По Павлу, наша жизнь – бег на ристалище (1 Кор. 9:24), устремленность и достижение (Фил. 3:12).

Характеризуя людей, знающих Бога, Даниил личным примером указал на еще один важный признак – дерзновение. Несмотря на подписанный Дарием царский указ, не позволяющий молиться иному богу, кроме самого царя, за нарушение которого грозило быть брошенным в львиный ров, «окна же в горнице его (Даниила) были открыты про­тив Иерусалима, и он три раз­а в день пре­кло­нял коле­ни, и молил­ся своему Богу, и славословил Его, как это делал он и пре­жде того» (Дан.6:10). Таким же образом была выражена позиция апостола Петра и апостолов, когда синедрион запретил им учить об имени Иисуса. «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29). «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» – вот кредо апостола Павла. Откуда такой источник силы и смелости? Так дерзновенно говорить могут только те, которые знают Бога.

Знающие Бога имеют сокровенно близкие отношения с Ним. Там открытость и откровенность, там искренность и доверительность. Любя человека, мы стараемся узнавать о нем все до мельчайших деталей, и каждая деталь дорога для нас, но если человек не отвечает нам взаимностью, мы никогда не узнаем его. Мы будем знать о нем, но не его. Он не открыт. И нам остается довольствоваться знанием о нем ровно столько, насколько он нам открывается. Бог со Своей стороны абсолютно открыт, более того, Он заинтересован в познании Его. И для этого есть причина – Он любит нас. Он дает откровение лично каждому из нас, если мы становимся на путь познания Его.

Есть еще один очень яркий и мощный индикатор нашего познания Господа – это наши молитвы. Дух, содержание, тон, лексика, чувство наших молитв свидетельствуют насколько сильные, глубоки и близки наши отношения с Богом. Или это формальное повторение заученных текстов, или это сердечный разговор, сладостное общение с Тем, Которого ты любишь и Который любит тебя. А еще нам легко и приятно беседовать с теми, которых мы хорошо знаем и которые знают нас. Там нет никаких барьеров.

Когда читаем молитву Даниила (Дан. 9), с первых слов создается впечатление, что молящийся знает Бога. Он открывает душу свою, исповедывается перед  Ним, дает жесткую оценку состоянию своему и народа своего и дальше говорит о Божьем величии и всемогуществе, о прощении и милосердии… И кода он еще молился, муж Гавриил явился ему и сказал: «в начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний» (Дан. 9:23). Какое замечательное определение дано Даниилу, «муж желаний»!И смотрите, что он слышит далее: “не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны…» (Дан. 10:12). Думается, стоить обратить  внимание на слова «разумение» и «смирение». Христианин может постигать божественное слово, об этом также говорит Давид: «Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем серцем» (Пс. 118:34).

Итак, молитва – это особый разговор с Богом, это общение с Ним, это пребывание в Его присутствии, получение откровения от Бога и она определяет наше познание Господа.

И, конечно же, знающие Бога имеют мир в душе, глубокое умиротворение, как любил выражаться один из авторитетных наших служителей Я.К. Духонченко: «Океан великий, но он же и Тихий». Образцом такого величественного спокойствия во всех житейских ситуациях, несомненно, является пророк Аваккум. «Я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авак. 3:16-18). Так говорить может только человек знающий Бога, потому что он уверен, что над всем стоит Господь и Он позаботится и о благополучии, и о безопасности. Исаия подтвеждает это: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» Ис. 26:3). Это не внешнее спокойствие, когда внутри все кипит, а я волевым усилием сохраняю внешний покой. Здесь абсолютное доверие Тому, в любви Которого ты нисколько не сомневаешься. Такое знание приходит в процессе личных отношений с Тем, на Кого мы уповаем.

О важности познания христианами Бога говорилось уже в первых веках. И на этой почве, к большому сожалению, возникали даже различные еретические учения, представлявшие собой сочетания восточных и эллинистических мотивов, провозглашая, что к познанию Бога можно прийти не только через Слово Божье, личные отношения с Ним и божественное откровение, но и посредством других инструментов. Но апостол Павел предостерегает нас: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:20-21). Как видим, Павел категорически осуждает сторонников религиозно-философских идей, для которых христианство это только начальные шаги к т.н. истинному знанию. Есть категория людей, ставящая во главу угла всякого познания некое мистическое состояние или озарение. Приходилось встречаться с людьми, которые в своем желании познать Бога использовали нечто подобное, т.е. мистические упражнения – они уединялись, слушали молитвенно соответственную музыку, пытаясь услышать голос Божий, даже увидеть лицо Спасителя. Это путь не библейский.

В противоположность лжеименному знанию Писание говорит о познании Бога через отношения веры, через которую мы имеем жизнь вечную и приобретаем плод духа. Познание Бога отличается от знания о Боге тем, что имея личные взаимоотношения с Богом, Он посвящает нас в Свои замыслы и намерения, мы соединяемся с Ним и начинаем мыслить, желать, чувствовать соответственно Ему, как говорит апостол Павел: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:11).

Насколько важно для нас познание Бога и что говорит об этом Слово Божие? «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:16-19). «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос.4:6). С другой же стороны, ничто так не смиряет наш надменный разум, как мысли о Боге, осознавая Его величие и могущество и наше ничтожество. Но одновременно с этим познание Бога усовершенствует нас. Когда мы читаем с первых стихов Псалом 118, мы замечаем, что Давид, говоря о хранящих откровения Его, говорит о практической цели, т.е. они не делают беззакония, ходят путями Его. Это значит, познавать истину так, чтобы отзывался не только наш разум, но, в первую очередь, сердце.

Не менее важный вопрос, для чего нам нужно познание Бога. И, безусловно, каждый верующий должен иметь на него ясный ответ.

Во-первых, мы должны знать Того, в Кого мы уверовали. Бывает ли так, посвящая в браке друг другу жизнь, нет никакого желания знать друг друга? Естественно ли это? Нет, конечно. Если я вверяю кому-то свою жизнь, то уж точно я хочу знать его. Так и апостол Павел говорит: «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим.1:12). Мы призваны познать Его в любви, милосердии, доброте, святости, совершенстве, величии, славе, красоте, бесконечности, премудрости – в великом множестве качеств, которые готов нам открыть Творец, чтобы сказать: «Вот кто возлюбленный мой и вот кто друг мой!..» (Песн. 5:16). Мы можем перечислить все совершенства Возлюбившего нас, которые мы знаем не понаслышке, не потому что кто-то рассказал нам, а то, что мы лично знаем о Нем, из своего собственного опыта, из пережитого, испытанного?

Во-вторых, познание Бога открывает, к какой надежде призвал нас Господь, какому богатству наследия Его, и какое величие могущества Его в нас (Еф. 1:17-19). Можем ли мы сказать о Его величии могущества, действующего в нас? Человек, знающий Бога, должен радоваться такому великому богатству. И, как говорил апостол Петр, радоваться «радостью неизреченною и преславною» (1 Пет. 1:8), потому что, как мы вначале читали» «все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». К сожалению, подчас бывает, христиане плачут, чувствуя себя слабыми, бедными и безнадежными, тогда как величайшее богатство наследия Его здесь. Остается только протянуть руку веры и взять. Не надо искать где-то, Бог всегда рядом. «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9).

В-третьих, познавая Бога, мы познаем Его всеобъемлющую любовь и исполняемся полнотою Божией. Так утверждает Павел: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18-19).Говоря о параметрах любви, апостол подводит нас к духовному апогею – полноте Божией. Широта любви говорит о всеохватыемости. Подобно как говорится во 2 послании Кринфянам: «Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас» (6:11-12).  Такая любовь вмещает всех. Долгота – это любовь, пребывающая вечно, она бесконечна, как и Сам Бог.  А высота разве не говорит нам о том, что наш дух имеет возможность общаться с Господом?! А что же такое глубина? Даже когда мы иногда впадаем в отчаяние, когда постигает нас депрессия, и тогда превосходящая разумение любовь Христова вдохновляет нас и поднимает на новые высоты. Итак, пребывание в этой любви, любви во всех измерениях, превращает нас не просто в оптимистов, она делает нашу жизнь осмысленной, радостной и торжествующей.

В-четвертых, нам нужно познавать Бога, чтобы знать волю Его. Зная волю Его, мы угождаем Ему, приносим плод во всяком деле, поступаем достойно, укрепляемся всякою силою, наши сердца исполняются благодарностью Богу и Отцу, Который ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1:9-11).

И в-пятых, наш духовный возраст напрямую связан с познанием Бога. Каким образом? «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин.2:12-14). Иоанн прекрасно иллюстрирует процесс нашего духовного возрастания. По мере познания нашего Господа наша духовная жизнь становится богаче, многообразней, а вера – тверже. На начальном этапе духовного возрастания люди начинают познавать Бога, как Бога прощающего грехи и дающего спасение по благодати. В отличие от детей, которым трудно принять тот факт, что для получения прощения нужно только покаяние и вера. Посему Иоанн говорит: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (Ин.2:12). По Иоанну, отроки переходят к полноте познания Отца, они не сомневаются в заботе Его, они различают, где проявление отцовской любви, а где Его воспитание, обучение, если необходимо, наказание. Идет установление близких отношений. Юноши переходят на следующий уровень – познание Бога истины. Это более глубокая степень познания, она дает возможность погружаться  в Слово Божие и различать хитрые уловки врага, подделки под истину и всякие обольщения и Словом Божьим побеждают различные искушения. И, наконец, отцы поднимаются над всем этим в познании Сущего и Безначального. Это высшая степень познания Бога. Отцы живут уже категориями вечности, они не подвержены влиянию видимого и временного, они видят суть вещей, открывая, познавая сокровенное Божье. Это пребывание в духе Вечносущего, познавая Его величественные тайны.

Посредством Слова Божьего сегодня мы можем определить наш духовный возраст. Возможно, по времени нам надлежало быть уже отцами, а мы остаемся еще в детском или юношеском возрасте? Может быть, Господь ожидает от нас, чтобы мы были уже способны питаться твердой пищей, а не молоком? Не обеспокоен ли Отец Небесный нашим замедленным духовным ростом? Если да, то Слово Божье обращается к нам: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс. 45:11). «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:8)..

Итак, познание Бога дает нам все предпосылки для установления самых близких отношений с Ним. Оно выводит нас из пассивного состояния к духовной действенной жизни, сохраняя глубокий покой в растревоженном мятущемся мире, воспитывает абсолютное доверие Богу во всех жизненных обстоятельствах, вдохновляя для желанного общения с Ним и служения Ему, содействуя нашему духовному возрастанию в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». И это должно происходить «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:13). Сегодня Бог еще предоставляет нам такую уникальную возможность. Воспользуемся ею. Аминь

Козубовский М.В.     Михаил Козубовский, пастор, журналист, доктор служения

 

 

written by admin


Leave a Reply

 

i3Theme sponsored by Top 10 Web Hosting and Hosting in Colombia